Чтобы вести успешный бизнес онлайн, необходимо правильно оценивать его эффективность. Помогают это делать такие параметры, как точка безубыточности, ROMI и ROI. Благодаря им можно понять, рентабельна ли цена, какой канал продаж работает лучше, стоит ли искать нового поставщика.
Итак, рассказываем, как это считается.
Точка безубыточности
Это основной параметр бизнес-плана. С ее помощью можно узнать, при каких условиях бизнес будет работать без убытков. Иными словами, доход сравняется с фактическими расходами, а чистая прибыль будет нулевой.
Таким образом, точка безубыточности определяет уровень цены, себестоимости продукта и объема продаж, при которых все расходы будут равны доходам.
Зная данный показатель, можно прогнозировать стоимость товаров или объем продаж, необходимые для получения нулевой прибыли.
Как рассчитывается?
В онлайн-продажах точку безубыточности обычно рассчитывают через цену товара. Для этого используют формулу:
Цена = себестоимость + постоянные расходы + сменные расходы.
- Себестоимость — это стоимость товара у поставщика. В случае собственного производства — цена материалов, транспортировки, зарплаты подрядчикам.
- Постоянные затраты — расходы, не зависящие от объема производства: заработная и арендная плата, страховка, налоги, организационные расходы. Рассчитывается их количество на один заказ — сумма затрат делится на запланированное количество заказов.
- Переменные затраты — расходы, необходимые для производства единицы товара. Меняется в зависимости от объема продаж: упаковка, транспорт, электроэнергия, реклама, проценты от продаж, зарплаты, премии.
Пример
Исходные данные:
- Себестоимость — 970 тг.
- Постоянные затраты — 1620 тг.
- Запланированный объем продаж — 50 шт.
- Переменные затраты на единицу товара — 325 тг.
Считаем:
Цена = 970 + (1620/50) + 325 = 1327,4 тг.
Вывод:
Для достижения точки безубыточности стоимость товара должна равняться 1327,4 тг при объеме продаж 50 штук.
ROI
Return on Investment — коэффициент эффективности вложений в бизнес, рентабельность инвестиций. Параметр показывает, прибыльный или убыточный бизнес на самом деле.
Как рассчитывается?
ROI = (доход от вложений — размер вложений) / размер вложений * 100%.
Пример
Компания закупила 800 светильников по 12 000 тг. Продает их по цене 17 000 тг.
Доход компании за год составил:
754 * 17 000 тг = 12 818 000 тг.
Расходы:
- Маркетинг — 988 600 тг.
- Закупка товара — 9 600 000 тг (800 * 12 000 тг).
- Налоги — 392 700 тг.
- Услуги бухгалтера — 97 000 тг.
- Другие расходы — 52 438 тг.
- Всего — 11 130 738 тг.
Считаем:
ROI = (12 818 000 — 11 130 738) / 11 130 738 * 100% = 15%
Какой ROI можно считать хорошим и что делать, если показатель ниже
ROI должен быть больше нуля. Это говорит о том, что у компании есть прибыль. Каждый квартал следует стремиться повышать его уровень. Для этого можно увеличивать маржу, искать поставщика с более привлекательными ценами, расширять каналы продаж.
Если ROI меньше нуля, стоит пересмотреть бизнес-процессы и каналы продаж.
ROMI
Return on Marketing Investment — показатель рентабельности рекламных кампаний и инвестиций в маркетинг.
Благодаря ROMI становится понятно, насколько эффективны и прибыльны вложения в рекламу товаров. Чтобы правильно оценить и перераспределить рекламные бюджеты, ROMI следует рассчитывать отдельно для каждого канала продаж.
Как рассчитывается?
ROMI = ((маржа от канала — затраты на канал) / затраты на канал) * 100%.
Маржа — это разница между розничной и закупочной ценой или себестоимостью в случае собственного производства.
Пример
Компания продает светильники по цене 17 000 тг. Маржа с одной продажи составляет 5000 тг.
В 2021 году компания:
- оплатила пакет за 145 000 тг и вложила в ProSale 390 000 тг. Общие затраты — 535 000 тг. За год было 410 продаж через каталог. Маржа = 5000 * 410 = 2 050 000 тг.
- Продвижение страницы в Instagram обошлось в 488 000 тг. Этот канал принес 470 продаж. Маржа = 5000 * 470 = 2 350 000.
ROMI для Satu.kz = ((5000 * 410 — 535 000) / 535 000) * 100% = 283%
ROMI для Instagram = ((5000 * 470 — 488 000) / 488 000) * 100% = 381%
Какой ROMI можно считать хорошим и что делать, если показатель ниже
Показатель ROMI больше 100% говорит о прибыльности, меньше — о том, что инвестиции не окупаются. В таком случае в рекламных кампаниях нужно что-то менять: привлекать клиентов скидками, работать над SEO, улучшать качество обслуживания, увеличивать релевантность рекламы для разной аудитории.
Если показатель равен 100% — это точка безубыточности маркетинговой деятельности. Инвестиции возвращаются, но дохода нет. В реальности это может принести убытки, поскольку в формуле не учтены все расходы.
Считать ROMI стоит минимум раз в квартал. Все зависит от масштаба и ниши бизнеса. Это поможет эффективно распределять рекламный бюджет.