Первый шаг, который должен сделать предприниматель прежде, чем создать интернет-магазин — выбрать нишу. Каким бы крупным не был проект и как бы много различных категорий вы не хотели бы реализовывать, начинать лучше с небольшого нишевого магазинчика с последующим расширением ассортимента. В нашей статье мы расскажем о важности выбора ниши для интернет-магазина и как этот выбор сделать.
Начнем, конечно же, с явных преимуществ
Ниша представляет собой сегмент рынке, имеющий определенные характеристики, отличающие его от других сегментов. К примеру рынок бытовой техники для дома включает в себя множество ниш: кухонная, уборочная, мелкая бытовая техника, климатическая и отопительная бытовая техника, аудио- и видеотехника и прочее. Крупные рынки всегда включают в себя множество узких сегментов различных по разным критериям:
- качество — эконом, премиум;
- стоимость — масс- и мидл-маркет, люкс;
- демографические характеристики — возраст, пол, образование, доход;
- география — город, область, регион, страна;
- психологическим характеристикам аудитории — интересы, ценности, увлечения.
Можно выделить 3 достаточно весомых плюса нишевых интернет-магазинов:
- Лояльная аудитория. Если вы предлагаете качественный товар, решающий проблему покупателей, то высока вероятность, что они вернуться к вам в магазин и посоветуют его своим знакомым.
- Высокий ROMI. Это показатель коэффициента возврата вложенных в бизнес инвестиций. Работая в узкой нише, вы избавляете себя от больших трат на рекламу, чтобы завоевать внимание потенциальных покупателей. Продвижение нишевых товаров с помощью SEO, контекстной рекламы или отзывов довольных покупателей дает прямой доступ к целевой аудитории.
- Низкая конкуренция. Исходя из той ниши, которую вы выберете, у вас может быть 1-2 прямых конкурента или только косвенные — крупные интернет-магазины, которые реализуют ваши категории товаров. Чем уже ниша, тем ниже в ней конкуренция.
Далее расскажем об основных этапах выбора ниши
Решите, какая сфера вам ближе
На этом этапе стоит набросать список из того, в чем вы хорошо разбираетесь и что вам нравится. Зачем это делать? Ответ прост: для построения успешного бизнеса вам придется потратить немало времени и усилий. Если же выбрать не интересную нишу, можно в скором времени потерять мотивацию.
Также плюсом будет экспертность в нише, которую вы выбираете. К примеру, если вы сами занимаетесь скандинавской ходьбой, то вы сможете предложить действительно качественные палки, аксессуары и комплектующие, которые проверены лично вами.
Займитесь изучением трендов
Сделать это можно с помощью Google Trends — инструмента, отображающего статистику запросов за определенный период. С его помощью можно узнать, какие категории и отдельные товары востребованы у аудитории. Получить информацию можно по нескольким критериям: время, география, категории и подкатегории.
Также в Google Trends можно получить статистику по субрегионам, информацию о похожих и связанных по теме запросах, сравнивать несколько запросов.
Изучите конкурентов
Проанализировав своих конкурентов, вы можете получить много полезной информации для улучшения вашего бизнеса. Так вы сможете понять стоит ли расширять или уменьшать ассортимент, каким образом эффективнее продвигать интернет-магазин.
Найти конкурентов для анализа можно на различных маркетплейсах и в социальных сетях. Рассматривайте прямых, косвенных и потенциальных конкурентов, чтобы получить больше полезной информации. Обратите внимание на наполнение каталогов и структуру сайтов, выделите слабые и сильные стороны.
Определите потребности целевой аудитории
Эта задача будет несложной, так как целевую аудиторию легко определить, работая в узкой нише. Например, если вы продаете одежду для новорожденных, ваша основная аудитория — родители младенцев.
Более детальную информацию о ваших потенциальных клиентах и их потребностях можно получить с социальных сетей, форумов и тематических сайтов. Также всегда можно провести опросы или анкетирования.
Предложите решение проблемы
Рассмотрим вариант решения проблемы на примере. Если вы занимаетесь обжаркой кофе и предлагаете свой продукт кофейням, зачастую доставка может задерживаться или же сотрудники кофеен с опозданием могут оформить заказ и остаться без кофе.
Чтобы оградить своих клиентов от подобных неприятных ситуаций, организуйте регулярные поставки 1-2 в месяц, к примеру. Это избавит владельцев и сотрудников кофеен от необходимости каждый раз оформлять заявку.
Оцените выбранную нишу
С помощью социальных сетей и контекстной рекламы начните продвигать небольшое количество товаров. На этом этапе вам нужно получить первые отзывы и услышать мнение ваших покупателей. Обратная связь поможет узнать, в каком направлении стоит двигаться дальше: работать в выбранной нише или же лучше поискать другую.