А ваш интернет-магазин прибыльный? Говорим о ROI, ROMI и точке безубыточности

Чтобы вести успешный бизнес онлайн, необходимо правильно оценивать его эффективность. Помогают это делать такие параметры, как точка безубыточности, ROMI и ROI. Благодаря им можно понять, рентабельна ли цена, какой канал продаж работает лучше, стоит ли искать нового поставщика.

Итак, рассказываем, как это считается.

Точка безубыточности

Это основной параметр бизнес-плана. С ее помощью можно узнать, при каких условиях бизнес будет работать без убытков. Иными словами, доход сравняется с фактическими расходами, а чистая прибыль будет нулевой.

Таким образом, точка безубыточности определяет уровень цены, себестоимости продукта и объема продаж, при которых все расходы будут равны доходам.

Зная данный показатель, можно прогнозировать стоимость товаров или объем продаж, необходимые для получения нулевой прибыли.

Как рассчитывается?

В онлайн-продажах точку безубыточности обычно рассчитывают через цену товара. Для этого используют формулу:

Цена = себестоимость + постоянные расходы + сменные расходы.

  • Себестоимость — это стоимость товара у поставщика. В случае собственного производства — цена материалов, транспортировки, зарплаты подрядчикам.
  • Постоянные затраты — расходы, не зависящие от объема производства: заработная и арендная плата, страховка, налоги, организационные расходы. Рассчитывается их количество на один заказ — сумма затрат делится на запланированное количество заказов.
  • Переменные затраты — расходы, необходимые для производства единицы товара. Меняется в зависимости от объема продаж: упаковка, транспорт, электроэнергия, реклама, проценты от продаж, зарплаты, премии.

Пример

Исходные данные:

  • Себестоимость — 970 тг.
  • Постоянные затраты — 1620 тг.
  • Запланированный объем продаж — 50 шт.
  • Переменные затраты на единицу товара — 325 тг.

Считаем:

Цена = 970 + (1620/50) + 325 = 1327,4 тг.

Вывод:

Для достижения точки безубыточности стоимость товара должна равняться 1327,4 тг при объеме продаж 50 штук.

ROI

Return on Investment — коэффициент эффективности вложений в бизнес, рентабельность инвестиций. Параметр показывает, прибыльный или убыточный бизнес на самом деле.

Как рассчитывается?

ROI = (доход от вложений — размер вложений) / размер вложений * 100%.

Пример

Компания закупила 800 светильников по 12 000 тг. Продает их по цене 17 000 тг.

Доход компании за год составил:

754 * 17 000 тг = 12 818 000 тг.

Расходы:

  • Маркетинг — 988 600 тг.
  • Закупка товара — 9 600 000 тг (800 * 12 000 тг).
  • Налоги — 392 700 тг.
  • Услуги бухгалтера — 97 000 тг.
  • Другие расходы — 52 438 тг.
  • Всего — 11 130 738 тг.

Считаем:

ROI = (12 818 000 — 11 130 738) / 11 130 738 * 100% = 15%

Какой ROI можно считать хорошим и что делать, если показатель ниже

ROI должен быть больше нуля. Это говорит о том, что у компании есть прибыль. Каждый квартал следует стремиться повышать его уровень. Для этого можно увеличивать маржу, искать поставщика с более привлекательными ценами, расширять каналы продаж.

Если ROI меньше нуля, стоит пересмотреть бизнес-процессы и каналы продаж.

ROMI

Return on Marketing Investment — показатель рентабельности рекламных кампаний и инвестиций в маркетинг.

Благодаря ROMI становится понятно, насколько эффективны и прибыльны вложения в рекламу товаров. Чтобы правильно оценить и перераспределить рекламные бюджеты, ROMI следует рассчитывать отдельно для каждого канала продаж.

Как рассчитывается?

ROMI = ((маржа от канала — затраты на канал) / затраты на канал) * 100%.

Маржа — это разница между розничной и закупочной ценой или себестоимостью в случае собственного производства.

Пример

Компания продает светильники по цене 17 000 тг. Маржа с одной продажи составляет 5000 тг.

В 2021 году компания:

  • оплатила пакет за 145 000 тг и вложила в ProSale 390 000 тг. Общие затраты — 535 000 тг. За год было 410 продаж через каталог. Маржа = 5000 * 410 = 2 050 000 тг.
  • Продвижение страницы в Instagram обошлось в 488 000 тг. Этот канал принес 470 продаж. Маржа = 5000 * 470 = 2 350 000.

ROMI для Satu.kz = ((5000 * 410 — 535 000) / 535 000) * 100% = 283%

ROMI для Instagram = ((5000 * 470 — 488 000) / 488 000) * 100% = 381%

Какой ROMI можно считать хорошим и что делать, если показатель ниже

Показатель ROMI больше 100% говорит о прибыльности, меньше — о том, что инвестиции не окупаются. В таком случае в рекламных кампаниях нужно что-то менять: привлекать клиентов скидками, работать над SEO, улучшать качество обслуживания, увеличивать релевантность рекламы для разной аудитории.

Если показатель равен 100% — это точка безубыточности маркетинговой деятельности. Инвестиции возвращаются, но дохода нет. В реальности это может принести убытки, поскольку в формуле не учтены все расходы.

Считать ROMI стоит минимум раз в квартал. Все зависит от масштаба и ниши бизнеса. Это поможет эффективно распределять рекламный бюджет.

Становитесь частью комьюнити
продавцов Казахстана

Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях, где мы делимся
новостями, полезными советами и обмениваемся опытом.