2500 заказов в месяц. Как Шынгыс Жумабаев развивает интернет-магазин SilkNet Discount на Satu.kz

Шынгыс Жумабаев — собственник интернет-магазина SilkNet Discount на Satu.kz, который продает товары народного потребления: от хозтоваров и продуктов питания до оборудования и бытовой техники.

В интервью предприниматель рассказал, как начинал интернет-бизнес, за счет чего удалось в один момент увеличить оборот с нуля до 4 млн тенге и почему поощряет работу в минус ради долгосрочной перспективы.

2500 заказов в месяц. Как Шынгыс Жумабаев развивает интернет-магазин SilkNet Discount на Satu.kz

Как пришла идея запустить SilkNet Discount

SilkNet Discount — не первый мой бизнес. До этого у меня было шесть или семь других офлайн-проектов: я продавал строительные материалы, занимался рекламой. Потерял на этом немало денег, но зато получил хороший опыт.

В 2014 году мы с женой открыли дистрибьюторскую компанию. Обслуживали сети супермаркетов: поставляли им различные товары, которые закупали оптом на рынке в Алма-Ате. Начинали с маленького ассортимента, потом постепенно его увеличивали.

Когда мы приехали в Алма-Ату на самую первую закупку, то увидели торговцев, которые сидели в металлических контейнерах на 30-градусном морозе. И уже тогда я подумал: почему у нас нет интернет-магазина, в котором можно собрать все эти товары в одном месте и обеспечивать полный цикл продаж от заказа до доставки? Это было бы гораздо удобнее, чем торговать на улице в таких ужасных условиях.

Еще примерно через год я узнал о российском магазине «Сима‑ленд», и мы начали сотрудничать. Меня поразил его масштаб: огромный ассортимент, офлайн-точка на 200 тыс. кв. м. с единым центральным кассовым узлом. Работая в России, они обслуживали супермаркеты всего северного региона Казахстана.

Наконец, в 2019 году я решил открыть свой интернет-магазин SilkNet Discount, который мог бы стать конкурентом «Сима‑ленд». На тот момент я жил в Таразе, но бизнес хотел вести из Алма-Аты. А потому в начале сентября временно туда переехал и снял офис. Набрал небольшую команду, и мы запустили интернет-магазин на площадке Satu.kz.

Как карантин помог увеличить продажи

Для начала мы загрузили в SilkNet Discount около 500 товарных позиций. Ориентировались на те же товары, которые я продавал как дистрибьютор — думал, они же будут пользоваться спросом и в интернете. К примеру, носки — они нужны всем и всегда, а потому должны хорошо продаваться.

Но, оказалось, оно так не работает: за первые полгода у нас было только две продажи. Через какое-то время я понял, что в интернете люди покупают в основном те товары, которые не могут найти в обычных магазинах.

Все изменилось весной 2020 года, когда в Казахстане объявили карантин. Я уже был готов закрывать бизнес, даже вернулся в Тараз. Помню, мы сидели с другом, я рассказывал, что продаж совсем нет. И тут вдруг мне звонит один клиент, затем другой. Я понял, что на фоне карантинных ограничений интерес людей к онлайн-покупкам резко возрос. В мае снова приехал в Алма-Ату, набрал команду из 10 человек, и дело пошло.

В июне 2020 года мы вышли на оборот около 4 млн тенге. С тех пор постоянно растем. Был период, когда за три месяца выросли на 300%.

Среди наших клиентов появились оптовики. Китай был перекрыт, и они там не знали, где найти товар. А потому стали обращаться ко мне — например, заказывали 20 тыс. зажигалок.

Думаю, одним из факторов успеха стала наша ценовая политика. Мне помог предыдущий опыт в продажах и дистрибуции: я знал, по какой цене товар берут супермаркеты, госзакупщики, оптовики, розничные продавцы. А потому понял, как сформировать цены в SilkNet Discount. Например, на «расходники» (товары, которыми люди пользуются каждый день) в розницу можно ставить наценку от 12% до 20%. Для оптовиков — максимум 10%, по крайней мере на первых порах.

Как работаем сейчас

До конца 2022 года мы увеличили ассортимент с 500 до 22 тыс. позиций. Все делали сами: фотографировали товар, прописывали характеристики.

Начинали работать с 15–20 поставщиками, с которыми я уже сотрудничал по дистрибьюторскому бизнесу. Но постепенно их число увеличилось до 60–70. Некоторые товары мы держим у себя на складе, некоторые — отправляем напрямую клиентам по дропшиппинговой модели.

В нашей команде 14 человек: 5 операторов по продажам, 4–5 человек в отделе логистики и бухгалтерия на аутсорсинге. Еще у меня есть младший компаньон, который следит за операционной деятельностью. Я как руководитель занимаюсь стратегическими вопросами, аналитикой, маркетингом. К слову, среди всех сотрудников компании у меня самая маленькая зарплата — 200 тыс. тенге. Остальную прибыль вкладываю в развитие бизнеса.

Наш годовой оборот продаж — это 500 млн тенге. В месяц закрываем 2,5–2,8 тыс. сделок.

Мы предлагаем клиентам четыре способа доставки. Если нужно подвезти товар по городу и области, это делают наши штатные курьеры и партнеры из транспортной компании. Если речь идет о доставке в другой регион, отправляем заказ Казпочтой (посылки до 14 кг) или снаряжаем грузовики (оптовые поставки). Для этого работаем с частными грузовыми перевозчиками, которые за два–три дня отвозят товар в любую точку страны.

Сейчас наша ключевая бизнес-цель — не зарабатывать, а работать на долгосрочную перспективу, наращивать объемы продаж. Поэтому мы не гонимся за товарами с высокой маржинальностью: сейчас они в тренде, а завтра никому не интересны. У нас в фокусе продукты, спрос на которые будет всегда. На них невозможно быстро заработать большие суммы, зато можно выйти на стабильные продажи.

2500 заказов в месяц. Как Шынгыс Жумабаев развивает интернет-магазин SilkNet Discount на Satu.kz

Как мотивируем команду

Набирать первых сотрудников было трудно. Почти никто не понимал, что такое интернет-продажи — приходилось обучать людей с нуля. Поэтому при найме я обращаю внимание не столько на профессионализм, сколько на человеческие качества. Если передо мной хороший человек, это видно по лицу. Это сложно объяснить — скорее, чувствую на уровне интуиции.

Самое важное, чтобы менеджер любил свою работу и добросовестно к ней относился. Хороший знак, если человек искренне переживает за поставку, качество товаров, цены. Я не раз замечал, что у таких специалистов и продажи всегда больше, и клиенты к ним всегда возвращаются.

Поэтому я поощряю команду давать клиентам лояльные цены и работать на повышение дохода. Если менеджер продает на сумму до 700 тыс. тенге в месяц, он получает 30% от продаж. Если свыше 700 тыс. тенге — 40%.

Еще мы отмечаем личные рекорды каждого менеджера: за самую большую продажу, самый большой оборот, самую большую прибыль. Те, кто показывают лучшие результаты, получают дополнительные бонусы — например, сертификаты в SPA-салон или бассейн.

Штрафов за невыполнение плана у нас нет.

Как выстраиваем отношения с клиентами

Наш ключевой поход: клиенты — это наши друзья. Недавно я даже поставил менеджерам по продажам задачу: каждый должен укрепить отношения с 12 клиентами, чтобы это буквально была дружба. Например, чтобы сотрудник мог позвонить человеку и сказать: «Нам поступила новинка, обязательно попробуйте — я вам лично рекомендую». Если связь с клиентом налажена, он обязательно прислушается.

У нас работала сотрудница, которая знала, как зовут детей клиентов. Иногда она лично доставляла заказы и от себя дарила небольшие сувениры. Клиенты приглашали ее зайти, выпить чай. Благодаря такому подходу к работе она получала отличные результаты по продажам. Я хочу, чтобы на этот уровень вышла вся команда.

Интересы клиентов стоят для нас на первом месте. Мы никогда с ними не спорим. Даже если клиент позволяет себе грубость, а такое бывает, я прошу менеджеров просто потерпеть, постараться скорее закрыть сделку.

Мы не боимся работать в минус. Например, за свой счет меняем бракованный товар, если вдруг поставщик отказывается принять его назад. Берем на себя ответственность за доставку.

Недавно был случай: у нас заказали посуду на 50 тыс. тенге, и примерно половина продукции разбилась при пересылке. Мы без лишних вопросов вернули клиенту деньги. Мой компаньон спросил у меня: «Зачем? Это же не наша вина». Но я уверен, что в таких случаях нужно думать не о прибыли, а о выстраивании отношений с клиентами. Чем больше они нам доверяют, возвращаются к нам, тем быстрее мы можем расти.

Как продвигаем интернет-магазин

Сейчас мы сосредоточены на работе на Satu.kz. Мне кажется, мы еще не извлекли максимум из этой платформы. Значит, нам есть куда расти.

Одно время мы экспериментировали с продвижением в Instagram. Вложили в проект 1–2 млн тенге — и не получили никакого результата. Я понял, что для продаж в соцсетях нужно полноценно этим заниматься, одноразовой попытки не достаточно. Но в то же время, фокус внимания — это очень важно в бизнесе. Если начать распылять внимание по разным направлениям, ничего не достигнешь. Поэтому решил продолжить развиваться на Satu.kz. Возможно, еще вернемся к Instagram в будущем.

Но больше всего клиентов нам приносит сарафанное радио. Иногда я удивляюсь, когда новый клиент с ходу отправляет нам большие суммы денег. Думаю, почему он нам доверяет, ели даже никогда нас не видел. А потом выясняю, что этот человек пришел к нам по рекомендациям. Возможно, это связано с нашим менталитетом: например, я сам, когда ищу что-то для себя, прежде всего спрашиваю у друзей.

Поэтому мы и позволяем себе работать в минус: клиент уходит довольный и советует нас знакомым. В свою очередь, кто-то из них заказывает большую партию, и мы окупаем предыдущие затраты.

Какие цели ставим перед бизнесом

Я уверен, что за интернет-продажами — будущее. Например, у дистрибьюторской компании я не вижу больших возможностей для роста: рынок уже поделен между другими игроками. Тогда как в интернете у нас практически нет конкурентов.

Мы планируем увеличить ассортимент до 1 млн позиций и расширять географию клиентов. Сейчас работаем в основном на юге страны, потому что тут живет больше половины жителей. Но постепенно будем выходить в северные регионы, включая Нур-Султан. Это будет сложнее, так как там работает тот же «Сима‑ленд» — но трудностей мы не боимся.

Затем задумаемся о продажах за границей. В Европе уже мало чем можно удивить клиентов, поэтому в первую очередь рассматриваем страны Азии. Например, в соседнем Узбекистане нет интернет-магазинов, которые бы обеспечивали корпоративным клиентам полный цикл продаж — хотя население вдвое больше, чем в Казахстане. Это прекрасная возможность стать первыми.

Нам интересно развивать и В2В, и В2С-сегменты. В В2В у меня больше опыта, но там ограничено число клиентов. В В2С — больше конкуренция, но больше и рынок. Поэтому мы ориентируемся на оба направления и хотим стать лучшими в каждом из них.

2500 заказов в месяц. Как Шынгыс Жумабаев развивает интернет-магазин SilkNet Discount на Satu.kz

Становитесь частью комьюнити
продавцов Казахстана

Подписывайтесь на наши странички в социальных сетях, где мы делимся
новостями, полезными советами и обмениваемся опытом.